Согласно ст.8 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав не влечет прекращения этих прав, за исключением случаев, предусмотренных законом. При осуществлении гражданских прав, необходимо иметь в виду, что в соответствии со ст.10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Если злоупотребление правом повлекло нарушение права другого лица, такое лицо вправе требовать возмещения причиненных этим убытков. Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются. Действующее законодательство в качестве способов защиты гражданских прав физических и юридических лиц выделяет 2 способа: судебная и внесудебная защита гражданских прав, свобод и законных интересов. Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд (далее - суд). Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде (статья 11 ГК РФ). В качестве механизмов защиты гражданских прав действующее законодательство устанавливает такие инструменты, как: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом (статья 12 ГК РФ). Одним из способов судебной защиты гражданских прав является признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления (ст.13 ГК РФ): ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 ГК РФ. Действующее законодательство не содержит определения понятия и единой методики разграничения нормативных и ненормативных правовых актов. Согласно наиболее распространенной общеправовой позиции нормативные и ненормативные акты органов государственной власти разграничиваются посредством определения охвата правового регулирования. То есть, нормативный правовой акт имеет в качестве предмета правового регулирования круг общественных отношений, в котором устанавливаются и санкционируются единые правила поведения физических и юридических лиц в сфере реализации полномочий конкретного органа государственной (муниципальной) власти. Следовательно, ненормативный правовой акт, регулирует узкий круг отношений, не затрагивающий сферу общественных интересов, регулирующий внутреннюю сферу реализации полномочий органа государственной (муниципальной) власти. Таким образом, представляется возможным сделать вывод, что управление здравоохранения области, при реализации полномочий в сфере здравоохранения издаёт как нормативные, так и ненормативные правовые акты. Как нормативные, так и ненормативные правовые акты, имеют форму приказов. Определение принадлежности конкретного акта управления определяет подсудность спора при наличии намерения оспаривания соответствующего акта управления управления здравоохранения области. Также, при учёте особенностей обжалования нормативных и ненормативных актов органов государственной власти юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями просим обратить внимание на Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июля 2013 г. № 58 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов». Действующее законодательству также выделяет в качестве способа защиты гражданских прав самозащиту гражданских прав (ст.14 ГК РФ), согласно которой допускается самозащита гражданских прав. Способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.